Дирижер отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переоценить и переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно.
Выпущено: Россия Год выхода: 2012 Жанр: драма Режиссер: Павел Лунгин В ролях: Владас Багдонас, Карэн Бадалов, Дарья Мороз, Сергей Колтаков, Ольга Оболдина, Инга Стрелкова-Оболдина, Сергей Барковский, Арсений Спасибо, Всеволод Спасибо
Придется согласиться с Норманом Лебрехтом и признать, что дирижеров ныне почитают, как патриархов РП-(и не только)-Ц, что ни слово — то алмаз, что ни мысль — то вселенский масштаб, что ни часы — то… Благодатная почва для глобального замысла, эпопеи. Но чтобы достичь вайдовских высот искренности и откровения, недостаточно просто смачно наречь фильм «Дирижером», нужно кое-что еще, чего Лунгину, по-видимому, не хватило.
Сразу бросается в глаза характерная для режиссера привычка фокусироваться на мелких словесных конструкциях для обрисовки мизансцен — они несут мало дополнительного к происходящему на экране смысла и кажутся жутким расточительством. Действие бесконечно провисает в экспозиции, а развитие и развязка немного скомканы. Если сначала герои долго едут в аэропорт, долго и красиво взлетают и садятся, то в Иерусалиме события трех разных сюжетных линий смешиваются, разворачиваясь практически одновременно (что, однозначно, является сознательным режиссерским решением), но ясных отдельных пластов не получается.
Смущает возникающая, в том числе и вследствие этого, фрагментарность психологических портретов, при очевидном стремлении их обрисовать. Эскизные, неполные и не всегда понятные эпизоды, а также большие не сопровожденные переводом вставки на иврите наталкивают на мысль, что предполагалась еще и невербальная передача, но она почему-то не срабатывает. Понимания на уровне чувств, без слов, не происходит, как и чуда анонсированного перерождения человека, даром что подкрепленного хрестоматийно правильными темами Святой Земли и Страстей Христовых, сюжетными трагическими поворотами.
Со Страстями, к слову, тоже не все гладко. Вызвавшее в музыкальных кругах противоречивый ажиотаж, произведение митрополита Илариона и в «Дирижере» оставляет впечатление весьма странное. С одной стороны есть эффект будто бы узнавания барочного баховского стиля, а с другой — осознание, что это всего лишь подражание, и не самое вдохновенное, типа мытищинской подделки столь же нашумевших брегетов, которые то есть, то нет. Возможно, пару раз прошибет на дешевую слезу, но на том спасибо. Куда органичнее, самобытнее и даже православнее смотрелся бы Духовный концерт Альфреда Шнитке, но это же не модно…
Можно было бы не упоминать о том, что музыкальные аспекты переданы весьма приблизительно, с той бутафорической напыщенностью, которая обычно и встречается. Дирижер кое-как машет, кордебалет Мосфильма кое-как «поет». Цепляться к этому нет смысла, и все же ожидаешь от ищущих, требовательных к себе художников больше работы над деталями. В «Концерте», в «Коко и Стравинском», в «Легенде о пианисте» это все есть, в «Ветке сирени» и здесь, к сожалению, не наблюдается.
Эти, ключевые недочеты, при замечательной кинематографичности процесса, отличных операторских находках, наличии удачных комических сцен, — лишают фильм той прелести, на которую он по рангу мог бы претендовать, и относят его в обширный и кашеобразный разряд кино талантливого, но с явной печатью недоделанности.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]